«Методика помощи родителей в выполнении
домашних заданий учащимся по математике»
Бабичева Галина Николаевна,
ГБОУ лицей № 623 им.И.П. Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга,
ГБОУ лицей № 623 им.И.П. Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга,
учитель математики высшей категории,
старший эксперт ОГЭ
С первых дней посещения ребенком школы трепетные
родители хотят помочь детям при выполнении домашних заданий по математике,
считая, что это очень просто - объяснить ребенку ту или иную задачу. На самом
деле, не владея основами методики математики – они наносят непоправимый вред
ребенку при непрерывном процессе обучения математики с 1 по 11 класс. «Переноси
из одной части уравнения в другую, знак меняй», - часто советуют родители, не
объясняя почему. «Решай пропорцию «крест-накрест», - говорят родители, а
почему? При решении простейших уравнений, типа 33х=99, родители иногда
рекомендуют: «Дели большее число на меньшее», не думая, какие последствия могут
быть у таких советов.
Не думая о методической стороне вопроса, родители
невольно закладывают основы неверных рассуждений, ложных доказательств, ломая
логику решения, простоту и прозрачность доказательств. А самое главное – доводя
до автоматизма неверные схемы, алгоритмы, правила курса.
Как же помочь ребенку дома… Первое, что должны знать
родители – это теоретическая часть домашнего задания – основа прочных и
глубоких знаний по предмету. Вместе с ребенком надо разобрать параграф в
учебнике , то есть прочесть текст,
разобрать примеры, выучить выделенные шрифтом правила, теоремы, свойства и т.
д., уметь приводить примеры на изученные правила или рассматривать их по тексту
учебника, понимать все математические выкладки, рассматривать все чертежи,
схемы, планы, данные в тексте.
Только после этого надо открыть классную тетрадь и,
найдя образец записи решения, начать решать практическую часть домашнего
задания. А именно, решать задачи или упражнения по теме.
Использование черновика при этой работе.
Конечно, поначалу черновик использовать можно, но по
мере взросления, черновик должен все меньше использоваться дома. Так как,
отвечая у доски, ученик не пользуется черновиком, а сразу применяет усвоенный
алгоритм решения.
Если родители требуют до старшей школы сначала
выполнения домашних заданий на черновике, а затем переписывания его на чистовик
– такие дети, как правило, не укладываются на уроки и на экзамене во время,
отведенное на самостоятельную или контрольную работу. Так как выполняют одну и
ту же работу дважды, да еще при переписывании с черновика, торопясь, допускают
многочисленные ошибки.
Следующий этап помощи – закрепление материала.
При желании после проделанной работы родители могут
сочинить или найти в учебнике аналогичные одну-две задачи рассмотренного типа.
И только тогда, когда ребенок решит их самостоятельно, можно сказать, что
помощь в выполнении домашних заданий проведена родителями правильно, без вреда
для дальнейшего обучения.
В идеале при правильной организации деятельности
учителя и ученика на уроке помощь родителей дома не требуется или должна быть
минимальной, и только в младших классах. Если же трудности все-таки возникают,
надо обратить внимание на дисциплину класса на уроке, поведение ребенка,
ведение им классной тетради, прилежания ребенка на уроке, комфортную атмосферу
на уроке, желание ребенка учиться в целом. Если выявляются трудности в одном из
этих компонентов, то их необходимо устранять для обеспечения оптимальных
условиях обучения математики в школе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий