суббота, 5 декабря 2015 г.

Методика помощи родителей в выполнении домашних заданий учащимся по математике

«Методика помощи родителей в выполнении домашних заданий учащимся по математике»
 
Бабичева Галина Николаевна,
ГБОУ лицей № 623 им.И.П. Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга,
учитель математики высшей категории, старший эксперт ОГЭ

С первых дней посещения ребенком школы трепетные родители хотят помочь детям при выполнении домашних заданий по математике, считая, что это очень просто - объяснить ребенку ту или иную задачу. На самом деле, не владея основами методики математики – они наносят непоправимый вред ребенку при непрерывном процессе обучения математики с 1 по 11 класс. «Переноси из одной части уравнения в другую, знак меняй», - часто советуют родители, не объясняя почему. «Решай пропорцию «крест-накрест», - говорят родители, а почему? При решении простейших уравнений, типа 33х=99, родители иногда рекомендуют: «Дели большее число на меньшее», не думая, какие последствия могут быть у таких советов.
Не думая о методической стороне вопроса, родители невольно закладывают основы неверных рассуждений, ложных доказательств, ломая логику решения, простоту и прозрачность доказательств. А самое главное – доводя до автоматизма неверные схемы, алгоритмы, правила курса.
Как же помочь ребенку дома… Первое, что должны знать родители – это теоретическая часть домашнего задания – основа прочных и глубоких знаний по предмету. Вместе с ребенком надо разобрать параграф в учебнике , то есть  прочесть текст, разобрать примеры, выучить выделенные шрифтом правила, теоремы, свойства и т. д., уметь приводить примеры на изученные правила или рассматривать их по тексту учебника, понимать все математические выкладки, рассматривать все чертежи, схемы, планы, данные в тексте.
Только после этого надо открыть классную тетрадь и, найдя образец записи решения, начать решать практическую часть домашнего задания. А именно, решать задачи или упражнения по теме.
Использование черновика при этой работе.
Конечно, поначалу черновик использовать можно, но по мере взросления, черновик должен все меньше использоваться дома. Так как, отвечая у доски, ученик не пользуется черновиком, а сразу применяет усвоенный алгоритм решения.
Если родители требуют до старшей школы сначала выполнения домашних заданий на черновике, а затем переписывания его на чистовик – такие дети, как правило, не укладываются на уроки и на экзамене во время, отведенное на самостоятельную или контрольную работу. Так как выполняют одну и ту же работу дважды, да еще при переписывании с черновика, торопясь, допускают многочисленные ошибки.

Следующий этап помощи – закрепление материала.
При желании после проделанной работы родители могут сочинить или найти в учебнике аналогичные одну-две задачи рассмотренного типа. И только тогда, когда ребенок решит их самостоятельно, можно сказать, что помощь в выполнении домашних заданий проведена родителями правильно, без вреда для дальнейшего обучения.
В идеале при правильной организации деятельности учителя и ученика на уроке помощь родителей дома не требуется или должна быть минимальной, и только в младших классах. Если же трудности все-таки возникают, надо обратить внимание на дисциплину класса на уроке, поведение ребенка, ведение им классной тетради, прилежания ребенка на уроке, комфортную атмосферу на уроке, желание ребенка учиться в целом. Если выявляются трудности в одном из этих компонентов, то их необходимо устранять для обеспечения оптимальных условиях обучения математики в школе.




Комментариев нет:

Отправить комментарий